Простота важнее всего.

Flipbox

Flipbox компании Polymedia. Фотография с форума SMART COMPANY 2014. Издательство «Открытые системы».

 

Давно это было. Один крупный банк, в котором я отвечал за ИТ инфраструктуру, прикупил остатки другого не маленького банка, который вылетел в трубу. Среди этих остатков было здание, предназначенное для переезда бэк-офиса и размещения центра обработки данных. Очень кстати. Мы как раз собирались делать новый ЦОД. Для этого здания был готовый проект сетевой инфраструктуры на оборудовании Cisco. Вполне хороший проект. И был уже согласованный договор на закупку оборудования. Меня смутила цена. Нет, скидки были хорошие, но дело в том, что оборудование было выбрано просто супер-пупер. И не только для ЦОД и ядра сети, но и для офисной сети. Я полностью переделал этот проект, выбирая не самые продвинутые коммутаторы и маршрутизаторы HP, с подходящим функционалом. Сумма оказалась примерно в шесть раз меньше (и это про прайс-листу). И да, непрерывность, резервирование, кластеризация, серверы непосредственно на ядро для коммутации на скорости внутренней шины и т.д. и т.п. Я тогда подумал: «я один такой идиот? Во всех приличных банках Cisco  с последними моделями устройств. Правление решит, что я диверсию затеял.» Сам того не ведая. мне помог Бил Гейтс. Microsoft опубликовала документ, описывающий их собственную сетевую инфраструктуру. Оказалось, что у дураков мысли сходятся. Их инфраструктура представляла собой совокупность самых простых, проверенных временем, и очень экономных решений. Проект, который утвердило правление, был не в 6 раз дешевле, а в полтора, но я засунул туда новые системы хранения, систему мониторинга, ну, еще там по мелочи. Никто ведь не отличит СХД IBM от коммутатора HP? Правда? Ну и славненько. А мне лишний раз по комитетам заседать не надо. А то, знаете ли, технологический комитет, финансовый комитет …

Да, и пусть Cisco не обижается. В данном случае я выбрал сетевое оборудование HP не потому, что у Cisco нет простых и недорогих решений. Есть. Просто HP имеет привычку прямо со своего сайта предоставлять очень подробную техническую информацию, необходимую для проектирования и технических расчетов, вплоть до тепловыделения. А у меня не было ни времени, ни желания «обращаться к партнерам» за очередным проектом решения. А так, я люблю Cisco, особенно за их недорогие, очень надежные и очень эффективные маршрутизаторы серий 1800/1900 и 2800/2900, Call Manager и Presentation Server.

Не важно какой проект вы затеяли. Идет ли речь о системе ERP (Enterprise Resource Planning), CRM (Client Relation Managment), BPM (Business Process Managment) или дело касается инфраструктуры, первое, чего требуется добиться — простота решения. Бывают две разные простоты: внутренняя и внешняя.

Внутренняя — это простота устройства системы, чем проще составляющие ее элементы, чем меньше в ней непонятных для вас штуковин и новейших технических решений, тем лучше. Иначе вы очень сильно рискуете столкнуться с ситуацией, когда ваше технологическое чудо не работает, а во всей Европе есть только два инженера, которые могли бы вам помочь, но один из них в отпуске, а второй в командировке. А когда волшебник приедет к вам, он, вероятнее всего, выдаст диагноз: «я не знаю». Поверьте, этот риск не велик, он неизбежен. Я вот сейчас долго пытался вспомнить случай, когда техническая поддержка производителя смогла мне помочь. Вспомнил. Было один раз. Но и проблема была мелкая. Одна нужная система (довольно простая) косячила при выдаче отчетов в формате PDF на русском языке. Ребята подсказали где именно искать, что поправить. Благо там всё просто: tomcat, java … Правда, подсказали не совсем правильно, но дальше можно было догадаться. А вот был такой случай. Может кто помнит такую систему коллективной работы Novell GroupWise? Хорошая система. Кросс платформенная. Версии были для Windows, NetWare и Unix. Вот, у меня зазвонил телефон … Звонок из Австралии. Милая девушка мне объясняет, что она из австралийского представительства Novell, что у них есть клиент, который интересуется Unix-версией GroupWise, что она звонила в штаты, но ей сказали, что специалист по Unix в отпуске, но в далекой снежной Раше, живет добрый человек, который разворачивал GroupWise на SUN Solaris (было дело, не по надобности, а только из любопытства), и вот ей дали мой телефон, а можно она даст его клиенту? Можно. Позвонил клиент. Зря они своего спеца в отпуск отправили. GroupWise на солярке — штука почти не рабочая, лучше всего он на Windows работал, хоть и сделан был для NetWare. А вот не надо наших братьев, аборигенов, угнетать и обманывать.

Внутренней простотой системы можно пренебречь, когда речь идет об облачном сервисе. Можно надеяться, что провайдер сервиса, каким-то волшебным образом обеспечит работоспособность системы на заданном уровне. Но в общем случае следует понимать: чем проще, тем надежнее. И эта проблема станет очень актуальной, если  новая система окажется очень полезной и врастет в ваш бизнес так, что вы забудете, как без нее работать.

Внешняя простота — это простота использования системы. Это не только удобство и приятность интерфейса, хотя удобный и приятный интерфейс фантастическим образом повышает производительность труда. На мой взгляд, важнее, чтобы вам была понятна логика работы системы. Это радикально сокращает сроки внедрения и приближает момент извлечения пользы. Внешняя простота — это  время необходимое на «объяснение системе», что вам от нее нужно, на устройство взаимодействия с другими системами и, конечно, это понимание, зачем вам нужна эта система и как вы получите от нее пользу. Внешне простая система должна сразу вызывать у вас ощущение, что вы знаете куда ее поставить к чему подключить и как пользоваться.

Я специально поставил в заголовок фотографию устройства Flipbox компании Polymedia. Это не реклама. Это образец внешней простоты. Я не буду здесь его описывать. Кликнув по фотографии вы перейдете на нужный сайт. Я увидел эту штуку на форуме SMART COMPANY 2014, проводимом издательством «Открытые системы». Мне очень понравился девайс.

При всей важности внутренней простоты, внешняя важнее, поскольку именно она обеспечивает решение «боевой задачи». Бывает что внутренняя и внешняя простота вступают в противоречие. Например, это относится к модным сейчас системам виртуализации.  Они безусловно снижают внутреннюю простоту, добавляя «слои сложности», но внешняя простата, а именно, простота управления ресурсами ЦОД, сильно повышается. Однако, здесь не следует терять голову. Иногда, издержки виртуализации стоят слишком дорого. Но это отдельная тема.

А что менее важно?

Широкий функционал. Да, пожалуйста, если бесплатно. Не следует платить за дополнительный функционал, который вам понадобится в будущем. До будущего еще надо дожить, а деньги, заплаченные сейчас, стоят гораздо дороже денег, заплаченных потом. И не думайте, что скупой платит дважды. Это брехня. Заплатить дважды и трижды, но потом, как правило, выгоднее, чем заплатить сейчас. Производители это прекрасно понимают, поэтому стараются делать модульные системы, чтобы можно было покупать отдельные функциональные модули.

Инновационные технологии, новизна системы. Скорее настораживает. Чаще всего, это означает непроверенные технологии. Иногда — неработающие технологии.

И, наконец, цена. Вот это очень важно. У моей супруги есть такой принцип выбора: «из того, что тебе нравится, бери самое дешевое, оно и будет самым лучшим». Я никак не могу понять, в чем тут загвоздка, но это всегда срабатывает. Возможно, более низкая цена означает меньшую внутреннюю сложность, отсутствие лишнего функционала и новизны? Но кроме относительной цены, есть еще абсолютная. Цена внедряемой системы  не должна превышать пользу от ее внедрения. Это кажется очевидным, но  редко соблюдается на практике. Мне кажется, очень часто бизнес «разводят на бабки», потому, что он боится признаться, что не настолько крут. Особенно это касается систем обеспечения непрерывности бизнеса под лозунгом «ни секунды простоя». Стоят они огромных денег. Но бизнес не хочет признаваться в том, что если его полностью выключить на два часа, то ровно никаких убытков не будет. Ведь этот факт ставит под сомнение эффективность бизнеса. Кстати, выключения бизнеса частенько происходят не из-за технических проблем, а, например, потому, что на месте не оказалось человека нужного для принятия решения. Это, вот, тоже важный вопрос непрерывности.

Будьте проще и честнее перед собой.

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s