Предназначение информационных технологий.

Один мой товарищ рассказывал такую историю. Давно это было. В эпоху замены лучевых экранов «плоскими». В некой компании, на совещании руководителей, айтишники дают директору предложение по закупке новых мониторов: «Вот, мы здесь посчитали, начальникам отделов — 17-и дюймовые, остальным 15-и». Все начальники затихли. Ждут реакции. Все хотят новые мониторы.  Директор смотрит бумажку, молчит, затем выдает: «Хорошо, что у нас не кузнечное производство. Сейчас бы всем начальникам по кувалде выдали, а рабочим — по молоточку». На мой взгляд, в этой истории вся суть вопроса о предназначении информационных технологий. Я на личном опыте убеждался неоднократно, что на вопрос «зачем нашей компании информационные технологии?» трудно получить честный ответ. Очень часто слышно формальное «обеспечение потребностей» или «соответствие требованиям» бизнеса. Даже в таких документах, как «ИТ стратегия» этот вопрос стараются замять, и быстренько перейти к внутренним проблемам, вроде «построения нового ИТ ландшафта». При этом, информационные технологии уже настолько въелись в жизнь каждой компании и каждого человека, что кажется без них и обойтись нельзя. Например, создается впечатление, что «программа 1С» лучше бухгалтера знает, как правильно вести бухгалтерию. Надеюсь, это только впечатление.

Однако реальные ответы на вопрос «зачем?» существуют, даже когда они не сформулированы. Я полагаю, их можно условно разделить на два класса: «необходимо» и «для достижения цели …». Вот три примерных ответа:

1. Без компьютеров и офисных программ мы не можем работать, поскольку не можем даже вести переписку с партнерами, или подготовить презентацию нашего продукта.

2. (Это продвинутый вариант первого). Без «информационных технологий» невозможно выполнять наши бизнес-процессы. Нам нужны базы данных, нужны системы ERP, CRM. Мы не представляем себе, как без этого работать.

3. Мы хотим с помощью ИТ ускорить оборот капитала.

Понятно, какие ответы к какому классу относятся. Для ответов класса «необходимо», очевидно, свойственны такие «ИТ цели», как «минимизация затрат» и  «повышение удовлетворенности пользователей». В упомянутой истории с мониторами, как раз эти «ИТ цели» достигались в виде некоторого компромисса в размерах диагонали экрана. А вот, замечание директора говорит о том, что все это далеко от «достижения целей бизнеса» в его понимании.

Я бы сказал, что ответы отнесенные мною к классу «необходимо», это скорее разговор о гаджетах и об их обслуживании, чем об информационных технологиях. Есть даже такое понятие «ИТ как сервис», которое почему-то подразумевает оказание услуг по ремонту, технической поддержке, обеспечению рабочих мест необходимой техникой. Оно всегда казалось мне нелепым. Никто ведь не станет называть работника автомойки или автосервиса специалистом в области автотранспортных технологий. Часто приходится слышать «у нас ИТ — это вроде уборщицы или водителя». И самому приходилось работать в таких компаниях. Их большинство. И это следствие концепции «ИТ как сервис». Я нисколько не умаляю значение сервиса ИТ. В «цифровой век» оно огромно. И здесь тоже есть свои технологии выстраивания сервисных процессов с обеспечением минимизации затрат, непрерывной работоспособности, качества обслуживания. Есть толстые книжки о методиках и лучших практиках ITSM (Information Tecnology Service Managment).

Но специалисту по информационным технологиям все же полезно задать другой вопрос. Например, «что ты можешь сделать, чтобы ускорить оборот капитала?» или «что ты можешь сделать, чтобы повысить производительность труда в моей компании». Вы не поверите, мы умеем отвечать на эти вопросы. Конечно, не с кондачка, а разобравшись. И ответы могут оказаться неожиданно  простыми. Например, «если научить сотрудников грамотно использовать Lync и Sharepoint, то мы на 2 часа в день сократим потери рабочего времени». Вообще, технолог — это человек, который придумывает способы использования гаджетов для решения задач бизнеса. В Советской Армии эти люди назывались специалистами боевого применения. Во всех видах войск есть такие подразделения, которые придумывают способы наиболее эффективного применения новой техники и систем вооружения в бою. В детстве я как раз служил в таком подразделении в войсках особого назначения ГРУ.

Интересно, что «технолог» находится в худшем положении, чем «сервисник». У последнего работа постоянная, а у первого временная. Действительно, всякие улучшения имеют срок. Если через год вы не увидели результата, значит либо технолог никудышный, либо у вас уже все так хорошо, что улучшить объективно не получается. И в том, и в другом случае технолог вам больше не нужен. А вот «сервисник» остро понадобился, теперь ведь нужно чтобы все работало.

Предназначение ИТ в том, чтобы повышать эффективность бизнеса. Но в любой компании эта общая мысль должна быть конкретизирована. Должны быть формулировки вроде «хочу сократить товарные запасы на складе», «хочу сократить время необходимое для разработки архитектурных проектов». То есть должна быть сформулирована конкретная «боевая задача». И эта формулировка должна существовать в виде документа, а не «подразумеваться». Желательно, чтобы при этом было написано: «ожидаю получить за счет достижения цели дополнительный доход в сумме … в год» . Можно не называть такой документ «стратегией». Можно назвать «бумажкой». Главное, чтобы он был. Тогда специалист по ИТ  может сказать: «Опа! А я как раз могу это сделать за счет организации управления работами с помощью Outlook» или «Ну, если подумать, нам можно использовать какую-нибудь легкую и понятную для людей специализированную систему, например, Мегаплан, не нужно будет долго корячиться с внедрением и настройками.»

А если у вас с вашим ИТ специалистом закончились идеи, значит пора оглянуться вокруг и подумать об аутсорсинге «ИТ как сервис».

 

 

 

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s